четверг, 10 января 2019 г.

Спиннер: мифы и правда
Взрослые обеспокоены: дети безмерно увлечены спиннерами. Расскажите родителям и педагогам на родительском собрании, что такое спиннер, какое он оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное состояние подростка, вызывает ли зависимость. Мы собрали 5 мифов о спиннере и 4 правдивые характеристики. Такой формат удобен, чтобы подготовить выступление.

Спиннер — хит продаж текущего года. Популярность спиннеров породила дискуссии об их достоинствах и опасностях. Сторонники спиннера утверждают, что он развивает мелкую моторику, произвольное внимание, в том числе у детей с ограниченными возможносятмии здоровья. Противники призывают запретить спиннеры, потому что они вызывают зависимость. Разберемся, что на самом деле представляет собой спиннер.
Миф 1. Спиннер — это развивающая игрушка
НА САМОМ ДЕЛЕ
Ребенок со спиннером делает одно и то же, то есть не играет. Поэтому спиннер не развивает

Развивающий характер игрушки определяется тем, какие игровые действия можно с ней совершить и как эти действия соотносятся с задачами развития на данном периоде онтогенеза. Развивающие игрушки устроены таким образом, чтобы в игре умения ребенка, которые находятся в зоне ближайшего развития, совершенствовались, причем разными путями, с постановкой разных игровых задач, и стимулировали ребенка создать новую игру. Спиннеры не решают эти задачи. Способ их игрового употребления жестко задан. Играющий делает со спиннером все время одно и то же, то есть не играет, а упражняется.
Дети могут соревноваться, объединяться, сравнивать спиннеры и свои умения, но это — не заслуга спиннеров. Такие игровые и коммуникативные действия по типу «смотри, как я могу!» свойственны детскому коллективу вообще, а материалом для них может становиться все что угодно.
К какому типу игрушек относится спиннер. Традиционная классификация детских игрушек выделяет сюжетные, развивающие, сенсорные, спортивные, музыкальные, технические игрушки, игрушки-забавы, конструкторы и т. д. Маркетологи позиционируют спиннер двояко: как развивающую игрушку и как игрушку-антистресс. Но спиннер ближе к другим типам игрушек — сенсорным игрушкам и игрушкам-забавам.
Сенсорная жажда — нехватка впечатлений, недостаточно стимулирующая, обедненная окружающая среда, в которой развивается ребенок
Сенсорные игрушки — это игрушки, которые вызывают и активизируют новые ощущения. Безусловно, спиннер как раз таков. Он дает специфические сенсорные ощущения (тактильные, слуховые, зрительные), которые сами по себе не плохи и не хороши. Они новые, поэтому ребенок с так называемой сенсорной жаждой воспримет спиннер охотнее, чем его ровесник, который имеет насыщенную и богатую впечатлениями жизнь.
Школьник, который не выпускает из рук спиннер, недополучает впечатлений из-за неправильно организованной домашней или учебной среды.
Игрушки-забавы — это разнообразные приспособления, которые вызывают у детей эмоциональный отклик, подъем, восторг и тем самым стимулируют дальнейшую игру. Например, традиционные богородские игрушки (кузнецы, мужик и медведь, клюющие курочки), волчок, юла, неваляшка, мячики на резинках, мыльные пузыри, разноцветные пружинки и т. п. Спиннеры нравятся многим детям и, несмотря на их нетрадиционный, на взгляд взрослого, вид, в первую очередь забавляют. Занимать все свободное время спиннером так же странно, как делать это с неваляшкой.
 Если забава перекрывает все другие виды деятельности — дело не в игрушке, а в неудовлетворенной потребности: получить позитивные эмоции, отдохнуть от неудовлетворительной реальности или иметь хоть какую-то собственную цель в субъективно бессмысленной ситуации.
НА САМОМ ДЕЛЕ
Спиннер имитирует снятие напряжения — ненужное движение, характерное для состояния напряжения и тревоги

Миф 2. Спиннер — это игрушка-антистресс

Понятие «антистрессовая игрушка» пришло не из психологии, а из маркетинга, то есть носит коммерческий характер. Жвачки и «мялки» для рук, подушечки, набитые мягкими шуршащими шариками, магниты из крошечных деталей, зверьки, которые выпучивают глаза, если их сжать, антистрессовые раскраски продаются в каждом магазине подарков или детских товаров. К числу антистрессовых игрушек причисляют и спиннеры.
Продавцы утверждают, что антистрессовые игрушки, и спиннеры в их числе, снимают напряжение и расслабляют. Однако всерьез связывать игру со спиннером с положительной динамикой эмоционального состояния невозможно. Спиннер имитирует снятие напряжения. Антистрессовая процедура предполагает передышку, экологичное выражение эмоций, повышение психологических ресурсов. Такого эффекта спиннер не имеет. Вертеть спиннер в руках — лишнее, ненужное движение, такое же как щелкать ручкой или крутить связки ключей на пальце, характерные для состояний повышенного напряжения и тревоги.
Какое влияние оказывает спиннер на эмоциональное состояние игрока. Спиннер одинаково неправильно считать способом снять напряжение и источником переутомления. Спиннер — это в первую очередь игрушка. Поэтому как и любая другая игра и игрушка приносит ребенку удовольствие. Но детская игра — очень живой и динамичный вид деятельности, в котором постоянно возникают новые вызовы и смыслы. Игра — это сложная последовательность активных и осмысленных действий ребенка. Спиннер позволяет играть, при этом ребенок фактически не перемещается в пространстве, не контактирует с другими людьми, ничего не придумывает, поэтому активность невысока и осмысленность тоже.
Роспотребнадзор заказал исследование, которое выяснит, как спинер влияет на поведение и здоровье детей


Правда: спиннер — пропуск в игру со сверстниками, основа, чтобы объединиться с другими. У спиннера есть еще одна особенность: в манипуляциях с ним не наступает такого момента, который позволит считать игру завершенной. Игра закончилась не потому что «пройдена», а потому, что надоело или отобрали. Построенный и разрушенный кулич, собранная пирамидка, накормленные куклы, прохождение задуманного сценария сюжетно-ролевой игры психологически ставят точку в детской игре. Она может не завершиться немедленно с этим действием, но игровой мотив насыщен: дело сделано.
НА САМОМ ДЕЛЕ
Спиннер упражняет мелкую моторику, а не развивает ее
Спиннер создает эффект незавершенного действия, широко известный в психологии1, и потому может увеличивать неосознаваемое напряжение, которое ищет выхода: хочется продолжить просто так, «не почему». Незавершенное действие захватываетлюдей со слабым развитием воли и с самооценочными трудностями.

Миф 3. Спиннер развивает мелкую моторику

Спиннер действительно находится в пальцах игрока и без мелких движений руки вертеться не будет. Но с ним совершается один тип движений, поэтому это не развитие, а тренировка. Спиннер упражняет мелкую моторику, а не развивает ее. Чтобы говорить об эффекте упражнений со спиннером, надо опираться на данные серьезных научных исследований.
У подростков — одной из основных категорий игроков-спиннеров — мелкая моторика уже сформирована. У детей более младших возрастов развивающими служат такие движения пальцев, где есть вариантивность, возможности для преобразования. Кукле можно заплетать косу, давать еду на ложечке, оторвать руку, качать в колыбельке; мелком можно ставить точки и штрихи, вести длинную линию, теребить его, крошить и т. д.
Спиннер однообразен, поэтому его развивающее действие сомнительно.
НА САМОМ ДЕЛЕ
Игра со спиннером не требует внимания, движения совершаются механически. Польза для детей с ОВЗ ложная

Миф 4. Спиннер помогает сосредоточиться, развивает произвольное внимание и полезен для детей с СДВГ и РАС

Каждое из этих утверждений неверно. Сосредоточение и произвольное внимание — процессы, которые основаны на воле. Человек осознанно применяет усилие, чтобы самоопределить что хочется и потом отказаться от него в пользу того, что требуется сделать.
Внимание, которого требует игра со спиннером, непроизвольное, возникает без усилий. Движение совершается механически, бесконтрольно.
У лиц с СДВГ и РАС нет трудностей с непроизвольным типом внимания. Надежда на пользу спиннера для детей с ОВЗ ложная. Одна из потребностей ребенка с РАС — предсказуемая стереотипная среда, а новое или отказ от привычного вызывают острую реакцию. Поэтому родителям к покупке спиннера таким детям стоит подойти критически.
НА САМОМ ДЕЛЕ
Не спиннер сам по себе вызывает зависимость, а личностная склонность ребенка к любым зависимостям

Миф 5. Спиннер вызывает зависимость

Зависимостью или аддикцией называют навязчивое стремление совершать определенные действия, которые человек не может прекратить делать самостоятельно. По отношению к ним, когда он их совершает или не имеет возможности совершить, испытывает соответственно эмоциональный подъем или упадок. Психологическая функция аддикций одинакова, вне зависимости от того, что человек компульсивно совершает: употребляет алкоголь, переедает, клептоманит, лудоманит, испытывает влюбленность. Она состоит в уходе от реальности, изменении уровня и состояния сознания.
Спиннер зависимости не вызывает. Но он может стать вредной привычкой ребенка или взрослого, который склонен к зависимостям.
Психологически здорового ребенка спиннер (и другой потенциальный источник зависимостей) не затянет. Игру со спиннером можно считать поведенческой (нехимической) зависимостью, если ребенок испытывает к ней постоянную тягу, не может сам ее прекратить и переживает заметные позитивные и негативные чувства в связи с тем, возможно ли поиграть со спиннером. Не спиннер сам по себе, а наличие личностных предпосылок к зависимости делают игру со спиннером навязчивой. Зависимость от спиннера социально приемлема и относительно безопасна, но если она есть, то это указывает на выраженное личностное неблагополучие ребенка.

Отвлекает ли спиннер ребенка от урока?
Да. На спиннеры в первую очередь отвлеклись все те школьники, которые раньше отвлекались на дерево за окном или игру в телефоне. Если внимание на образовательной деятельности не удерживается, то любой способ отвлечься подходит. Спиннер создает иллюзию, что среда меняется и появляется собственная цель.
Если, параллельно или вместо какой деятельности школьник крутит спиннер, он компенсирует кажущуюся бессмысленность урока, выражает сопротивление, привлекает внимание ровесников, провоцирует учителя. Игра в спиннер на уроке — сигнал для учителя о неправильно организованном уроке.

Четыре правдивые характеристики спиннера

Спиннер — игрушка, которая имеет несколько функций. Да, он дает сенсорную стимуляцию, забавляет и доставляет удовольствие; тренирует определенный тип движений руки и на некоторое время приковывает к себе непроизвольное внимание ребенка.
Спиннер есть у всех. Действительно, спиннеры исключительно популярны. Желание иметь такую же игрушку, какая есть у другого ребенка, проявляется еще в песочнице. Спиннер есть не у каждого, но у очень многих. Подражание, доступность спиннера, малые габариты, развернутая реклама и надежда родителя на то, что ребенок какое-то время позанимается игрой сам, хорошо продвигают продажи спиннеров.
Спиннер создает субкультуру. Еще один фактор популярности спиннеров — пропуск в игру со сверстниками, первичная основа, чтобы объединиться с другими. Вокруг спиннеров возникает новая субкультура, говорить о качествах которой пока рано. Понятно только, что спиннер — подходящий повод для начала общения, но плохой «клей» для него.
Если приятельство держится только на общем увлечении спиннерами, скорее всего, объединились два человека с психологическими зависимостями.
Спиннер — современная игрушка. Да, очень современен. Для детской игрушки он довольно технологичен, но основная его современность — его могут использовать ребенок и взрослый. Спиннер легко вписывается в общую картину поведения молодого поколения, которое откладывает взросление, предпочитает подростковый и юношеский образ жизни до 30 и старше лет, стремится развлечься и отвлечься.
Раздайте родителям и педагогам, которые обеспокоены играми детей со спиннером, общую справку о нем.

Справка о спиннере
Спиннер — современная игрушка, которая:
– дает сенсорную стимуляцию, забавляет и доставляет удовольствие;
– тренирует определенный тип движений руки и на некоторое время приковывает к себе непроизвольное внимание ребенка;
– не снимает стресс. Эмоциональному здоровью не способствует;
– не развивает мелкую моторику, не учит сосредотачиваться и удерживать произвольное внимание;
– неясно как действует на развитие детей с СДВГ и РАС;
– не вызывает зависимости. Но у эмоционально неблагополучного ребенка с дефектами развития мотивационно-волевой сферы вызовет привыкание.



  

Комментариев нет:

Отправить комментарий