Профориентация

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Новая Формула выбора профессии НАВИГАТУМ помогает определиться с тем, каким НЕ должен быть наш выбор.

     Формула Навигатум позволяет сберечь нервы, увидеть подводные камни и вовремя избежать их, сделать свой выбор осознанно, при этом оставляя место для интуиции, предчувствий и житейской удачи.
     Эта формула позволяет найти несоответствия и перевести их на осознанный уровень по трём ключевым аспектам:
  • ·         Выбираемым образом жизни (и родом деятельности) и собственными мотивами и ценностями.
  • ·         Требованиями профессии и должности (или цепочке должностей в карьерной перспективе) к профессиональным качествам, психологическим особенностям и состоянию здоровья.
  • ·         Собственной системой ценностей и ценностями, особенностями конкретного рабочего коллектива в конкретной организации.




Технологии медиа
Когда ты в последний раз держал в руках газету? И держал ли вообще?
Технологии настолько резко и мощно ворвались в традиционную журналистику, что смогли кардинальным образом изменить способ получения информации новым поколением.
Нам уже не понять, каково это – узнавать новости по радио или каждое утро начинать с чтения газеты. А старшему поколению до сих пор удивительно, что любая информация теперь под рукой.
Журналистика и работа в СМИ становятся всё более цифровыми. Сегодня установить связь и записать программу можно даже с МКС. Журналисту уже недостаточно красиво писать или говорить. Важно из всего потока информации находить нужную и достоверную, работать с разными платформами, доносить информацию лаконично и ёмко, быть готовым в любой момент достать телефон и снять сюжет не хуже оператора и уметь много всего другого. А если специалист ещё и в Big Data разбирается, то ему вообще цены нет.
Такие метаморфозы медиасферы подарили нам новые профессии. Data-журналист, тренд-вотчер, комьюнити-менеджер и другие сложные слова скрывают в себе интересные специальности. Присмотрись к ним внимательнее!
Каким должен быть современный журналист? Как управлять целым телеканалом? Какими будут СМИ будущего?

Профессии в сфере медиа

DATA-ЖУРНАЛИСТ

Журналист, который пишет тексты на основе данных, благодаря которым факты и мнение автора получают количественное обоснование.
Области знания: Математика. Русский язык. Информатика
Компетенции: Адаптирует традиционные журналистские задачи к средствам количественного анализа; Осуществляет мониторинг, сбор и систематизацию данных; Подбирает инструменты и программные решения для анализа; Разрабатывает алгоритмы и шаблоны визуализации; Адаптирует результаты анализа к приемлемому для широкой публики формату текста.
Важные качества:
Личные качества: любопытство, вдумчивость, точность, скрупулезность, трудолюбие, усидчивость.
Soft skills: умение работать с большими объемами информации, развитая память, аналитическое мышление, исследовательские навыки.
Профессиональные качества: грамотная письменная речь, развитый авторский стиль, жанровая гибкость, математическая подготовка, владение профессиональными аналитическими инструментами и специализированным софтом.
Где работает: Новостные агентства, Печатные СМИ, Информационные интернет-ресурсы.
Потенциальные работодатели: ФГУП МИА “Россия сегодня”, ФГУП “Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)”, ЗАО “Интерфакс”, ООО “Коммерсантъ-Холдинг”
ООО “Бизнес Медиа Холдинг”.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Data-журналист": Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Московский технический университет связи и информатики; Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российский государственный гуманитарный университет.

БРОДКАСТ-ДИЗАЙНЕР

Сотрудник телеканала или стримингового сервиса, который отвечает за общий графический стиль трансляции.
Бродкаст-дизайнер отвечает за общий стиль графического оформления в вещательных медиа.
Области знания: Математика. Физика. Информатика
Компетенции: Разрабатывает концепцию эфирного оформления; Работает над созданием эфирной графики; Создает титры, пэкшоты, промо-ролики и анонсы; Адаптирует графический стиль вещания к разным носителям и смежным платформам (полиграфия, сайты, соцсети); Разрабатывает имиджевые продукты канала и организует мероприятия по их продвижению.
Важные качества:
Личные качества: находчивость, развитое воображение, энергичность, оптимизм, активность, гибкость.
Soft skills: умение работать в команде, стрессоустойчивость, умение работать с дедлайнами, креативное мышление, ориентированность на результат.
Профессиональные качества: знание программ трехмерного моделирования и анимации, знание основ композиции и типографики, знание тенденций на рынке телевизионной графики.
Где работает: Телеканалы; Стриминговые сервисы; Компании-подрядчики в сфере спортивных трансляций; Потенциальные работодатели; ООО “Телекомпания “Останкино”; АО “Первый канал”; ФГУП “ВГТРК”; АО “ТНТ-Телесеть”; АО “СТС”.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Бродкаст-дизайнер": МИРЭА – Российский технологический университет; Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Дальневосточный федеральный университет.

ВЕДУЩИЙ

 Сотрудник СМИ, который работает в кадре или в радиоэфире.
Иными словами, ведущий персонифицирует СМИ – воплощает работу канала или радиостанции в своем персональном образе.
Области знания: Русский язык. Обществознание. Иностранные языки
Компетенции: Готовится к эфирам, собирает информацию по теме, в том числе о гостях и экспертах; Взаимодействует с творческим коллективом – редакторами, режиссерской бригадой, съемочной группой и продюсерами; Поддерживает стандарты внешности, соответствующие формату эфира; Совершенствует навыки речи и поведения в кадре; Участвует в прямых включениях, выездных эфирах, репортажах и интервью.
Важные качества:
Личные качества: общительность, собранность, чувство юмора, быстрая реакция, харизма.
Soft skills: умение работать в команде, многозадачность, стрессоустойчивость, способность сохранять концентрацию.
Профессиональные качества: грамотная устная речь, сценическая подготовка, внешность, соответствующая формату эфира, знание иностранных языков, понимание всех звеньев работы по организации эфира.
Где работает: Телеканалы, Радиостанции.
Потенциальные работодатели: ООО “Телекомпания “Останкино”; АО “Первый канал”; ФГУП “ВГТРК”; АО “ТНТ-Телесеть”; АО “СТС”.

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Ведущий": Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова; Российский государственный институт сценических искусств; Хабаровский государственный институт культуры; Воронежский государственный институт искусств.

ДИЗАЙНЕР ГРАФИКИ

Дизайнер, специализирующийся на создании решений для средств массовой коммуникации.
Области знания: Математика. Обществознание. Информатика.
Компетенции: Создает общую концепцию средства или формата коммуникации; Прорабатывает структуру медиапроекта, создает сценарии общения; Создает макеты, шаблоны и презентационные материалы; Участвует в разработке интерфейсов и дизайне пользовательского окружения; Взаимодействует с заказчиками и инвесторами.
Важные качества:
Личные качества: находчивость, развитое воображение, эмпатия, активность, оптимизм.
Soft skills: умение решать нестандартные задачи, дизайнерский подход к работе, ориентированность на результат, аналитические способности, проектное мышление.
Профессиональные качества: знание принципов работы различных медийных площадок, знание основ трафик-менеджмента и менеджмента сообществ, навыки программирования.
Где работает: Информационные интернет-ресурсы; Социальные сети; Новостные агрегаторы.
 Потенциальные работодатели: ООО Rambler&Co; ООО “Яндекс”; ПАО Mail.ru Group; ООО Hearst Shkulev Media; ГК “РБК”.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Дизайнер графики": Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики; Арктический государственный институт культуры и искусств; Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”.

КЛИПМЕЙКЕР

Специалист по производству и съемке видеоклипов.
Области знания: Русский язык. Обществознание. МХК
Компетенции: Разрабатывает творческую концепцию клипа, пишет сценарий, делает раскадровки; Подбирает съемочную группу, актеров и технический персонал; Организует съемочный процесс; Осуществляет оперативное руководство по ходу съемочного процесса; Участвует в распространении и продвижении готового продукта.
Важные качества:
Личные качества: общительность, находчивость, развитое воображение, активность, любознательность
Soft skills: умение работать в команде, лидерские качества, многозадачность, стрессоустойчивость, высокая работоспособность
Профессиональные качества: знание основ режиссуры и кинопроизводства, понимание специфики работы всех участников съемочного процесса, базовые продюсерские навыки
Где работает: Продюсерские компании; Видеопродакшн-компании; Музыкальные и киностудии.
Потенциальные работодатели: Студия Big Boom Production, ООО “Стереотактик”, ООО “Профильм”, ООО “Студия Экшн Фильм”, ООО “Президент-Студия”.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Клипмейкер": Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; Российский государственный институт сценических искусств; Московский государственный институт культуры; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова.


КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖЕР

Специалист по созданию, поддержке и развитию сетевых сообществ.
Области знания: Обществознание. Русский язык. Информатика
Компетенции:Занимается администрированием сайтов и платформ для общения клиентов; Модерирует сообщества в социальных сетях; Занимается повседневным взаимодействием с членами сообщества (решение конфликтов, баны, ответы на запросы и заявки); Анализирует показатели активности пользователей сообщества и качество отклика на услуги;; Адаптирует коммерческие задачи заказчика к специфике сообщества.
Важные качества:
Личные качества: общительность, отзывчивость, порядочность, последовательность, гибкость
Soft skills: лидерские качества, развитый эмоциональный интеллект, владение инструментами обратной связи, навыки решения конфликтов, стрессоустойчивость
Профессиональные качества: знание принципов организации сетевых сообществ, базовые знания в области SMM и маркетинга, глубокое понимание принципов работы социальных сетей, владение инструментами анализа аудитории
Где работает: Рекламные агентства; PR-службы коммерческих компаний и государственных организаций; Маркетинговые подразделения крупных компаний.
Потенциальные работодатели: ФГУП “ВГТРК”, ФГУП МИА “Россия сегодня”, ФГУП “Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)”, ЗАО “Интерфакс”, ООО “Коммерсантъ-Холдинг” .
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Комьюнити-менеджер": Московский государственный лингвистический университет; Московский технический университет связи и информатики; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.

КОНТЕНТ-МЕНЕДЖЕР

Специалист, который занимается наполнением сайта, контролем качества и достоверности контента.
Области знания: Математика. Русский язык. Информатика.
Компетенции: Занимается поиском и отбором информации для сайта; Контролирует регулярность обновления материалов; Оперативно реагирует на сообщения о недостоверной информации; Взаимодействует с творческими, коммерческими и административными подразделениями команды; Разрабатывает макеты; Ведет архив материалов.
Важные качества:
Личные качества: усидчивость, ответственность, сосредоточенность, любознательность, широкий кругозор
Soft skills: умение работать в команде, навыки работы с инструментами обратной связи, исследовательские навыки, обучаемость, умение сохранять концентрацию
Профессиональные качества: специальные знания по профилю ресурса, знание верстки сайтов, базовые навыки обработки фото, видео и графических материалов, навыки поиска и верификации информации
Где работает: Коммерческие сайты; Интернет-порталы; Цифровые медиа; Социальные сети.
Потенциальные работодатели: ООО “Rambler&Co”, ООО “Яндекс”, ПАО “Mail.ru Group”, ООО “Hearst Shkulev Media” , ГК “РБК”.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Контент-менеджер": Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Московский технический университет связи и информатики; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Дальневосточный федеральный университет.






Я помню! - Кто они - специалисты, которые сохраняют нашу память? Что такое современный музей? Почему одними из самых востребованных сотрудников в библиотеках стали айтишники и специалисты Big Data? Возможно ли создать такой носитель, который сохранит всю информацию навечно? 
Культурные технологии
Ты знаешь. что в России проживает более 190 народов? У каждого своя история, свой язык и свои традиции. И каждый дорожит своей культурой. потому что без неё народ просто не сможет существовать. 
Каждый день ты сталкиваешься с отголосками культуры. Музыки, кино, праздники, любимые блюда, семейные предания и байки, обычаи и традиции. Даже мемы в интернете! Это же самый настоящий фольклор! Только в современной обработке. Представь, как ты будешь рассказывать про них своим внукам.
В этой отросли, конечно, найдётся место самым разнообразным профессиям. Чтобы сохранить культуру народов, трудиться большое количество людей. Историки, библиотекари, музейные работники, сотрудники архивов... Нет, только не думай, что это скучно! В современных библиотеках всегда найдётся место для айтишников и специалистов по BigData, музеи постепенно превращаются в большие мультимедийные предприятия, а архивариусам брошен сложный вызов - изобретение электронной бумаги.
Профессии в сфере культуры:
 АРХЕОЛОГ 
Специалист. изучающий прошлое по ископаемым вещественным следам.  Археолог занимается поиском и анализом вещественных свидетельств о прошлом. Значительная часть работы происходит в "поле": в экспедициях и раскопках.  Археолог вместе с другими историками обязан вести отчеты об исследованиях, зарисовывать раскопки и находки, составлять сложные описания и классификации, публиковать результаты своих работ и выступать на научных мероприятиях.  Область знания: История. Обществознание. География. 
Компетенции: организует и ведет раскопки; ведет зарисовку раскопов; составляет отчеты о раскопках; проводит описание и анализ находок; публикует результаты исследований. 
Важные качества: 
Личностные: активность, общительность. внимательность, любопытство, аккуратность. 
Soft skills: умение работать в команде; развитая память; исследовательские навыки; умение переключаться между задачами; широкий кругозор.
Профессиональные: специальное археологическое образование; опыт участия в археологических экспедициях; навыки академического письма; владение стандартами описания археологических памятников. 
Где работает: университеты, исследовательские институты, археологические фонды, музеи.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Археолог": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Российский государственный гуманитарный университет; Санкт-Петербургский государственный университет; Казанский (Приволжский) государственный университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 

 АРХИВИСТ 
Специалист по архивному делу, хранитель или другой сотрудник архива. В его обязанности входит целый спектр задач, связанных с обслуживанием архива: соблюдение технологий хранения, классификация и учёт фондов, обеспечение доступности, работа по оцифровке, обслуживание пользователей и т.д.  Область знания: История. Обществознание. Иностранные языки. 
Компетенции: осуществляет поиск, выдачу и возврат в место хранения документов архива; ведет технический документооборот; осуществляет приём, маркировку. рубрикацию и размещение поступающих документов; контролирует условия хранения фондов; дает информационную поддержку пользователям архива. 
Важные качества: 
Личностные: общительность, внимательность, точность, отзывчивость, порядочность.
Soft skills: коммуникабельность, умение работать с большими объёмами информации, высокая трудовая этика, способность выполнять рутинную работу, системный подход к работе.
Профессиональные: профессиональная подготовка в сфере архивного дела, знание стандартов маркировки, рубрикация и хранения архивных фондов, знание иностранных языков, базовые знания в смежных научных дисциплинах.
Где работает: государственные архивы, частные архивы, архивы при музеях, предприятиях и крупных компаниях.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Архивист": Российский государственный гуманитарный университет; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина; Кубанский государственный университет; Тюменский государственный университет. 

 БИБЛИОТЕКАРЬ
Специалист по организации, управлению и выполнению библиотечных услуг. Библиотекарь должен выполнять комплекс традиционных задач: организовывать хранение книг, обеспечить корректную работу каталогов. оказывать всестороннюю помощь читателям. Разнообразный функционал требует от библиотекаря специальных знаний: нормативов хранения книг, национальных и международных стандартов маркировки и рубрикации, библиографических ГОСТов и т.д. Область знания: История. Литература. Русский язык.
Компетенции: ведет поиск, выдачу и возврат книг в хранение; ведет технический документооборот; обеспечивает предоставление дополнительных библиотечных услуг; ведет заказ, прием и оформление новых поступлений; организует образовательные мероприятия и книжные выставки. 
Важные качества: 
Личностные: общительность, организованность, усидчивость, внимательность, отзывчивость.
Soft skills: умение работать в команде, коммуникабельность, высокая трудовая этика, широкий профессиональный кругозор.
Профессиональные: профессиональная подготовка в сфере библиотечного дела, знание стандартов хранения, маркировка и рубрикации библиотечных фондов, знание основ издательского дела, библиографических стандартов, законодательства об авторском праве.
Где работает: государственные библиотеки, библиотеки при музеях и предприятиях, частные библиотечные фонды. 
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Библиотекарь": Московский государственные лингвистический университет; Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Хабаровский государственный институт культуры; Волгоградский государственный институт искусств и культуры; Новосибирский государственный педагогический университет.  

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬ В СФЕРЕ DIGITAL HUMANITIES
Историк. ведущий исследования с применением информационных технологий. Специалист по цифровой истории может работать по двум основным направлениям. Это, с одной стороны, популяризация исторических знаний и повышение доступности архивов с помощью цифровых технологий. С другой стороны - применение современных цифровых технологий для развития исторических исследований. Сегодня специалист по цифровой истории применяют самые современные достижения информационных технологий: интеллектуальный анализ данных, корпусную лингвистику, 3D-моделирование объектов и анализа big data. Область знаний: История. Математика. Иностранные языки.
Компетенции: ведет отбор и сортировку исторических источников; вносит данные источников в профильные базы данных; осуществляет подбор и применение методов обработки информации; занимается разработкой и настройкой исследовательского ПО; Публикует результаты научной работы.
Важные качества: 
Личностные: изобретательность, любопытство, точность, последовательность, вдумчивость. 
Soft skills: умение работать с большими объемами данных, аналитические способности, системный подход к работе, умение сохранять концентрацию, умение работать в команде.
Профессиональные: междисциплинарная подготовка в сфере истории и цифровых технологий, знание методов Digital humanities, навыки академического письма.
Где работает: университеты, исследовательские центры и институты, исторические порталы и издания. 
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Исследователь в сфере Digital Humanities": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Пермский государственный национальный исследовательский университет; Томский государственный университет. 

 ИСТОРИК
Специалист, изучающий прошлое человечества. Историк - это ученый, представляющий специальную науку о прошлом. Предмет его науки необъятен - от первобытных племен и древних цивилизаций до современных технологий и политических процессов. Историк должен разбираться в современной методологии, владеть навыками академического письма, выступать на конференциях, постоянно продолжать учиться и при этом учить других. Область знания: История. Обществознание.Иностранные языки. 
Компетенции: производит поиск и отбор исторических источников; ведет изучение и мониторинг актуальной историографии; пишет и публикует научные работы; принимает участие в научных конференциях; преподает историю и смежные дисциплины. 
Важные качества: 
Личностные: усидчивость, аккуратность, вдумчивость, любопытство, сдержанность.
Soft skills: навыки поиска и обработки информации, критическое мышление, умение работать с большими объемами данных, навыки работы с обратной связью, аналитические способности.
Профессиональные: высшее историческое образование, навыки академического письма, знание библиографических стандартов, знание вспомогательных исторических дисциплин, знание иностранных языков. 
Где работает: исторические факультеты, исследовательские институты, образовательные центры, исторические общества.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Историк": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российский государственный гуманитарный институт; Санкт-Петербургский государственный университет; Казанский (Приволжский) государственный университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАНТ
 Специалист, помогающий авторам фильмов, игр и организаторам памятных мероприятий соблюсти историческую достоверность. Исторический консультант способен указать авторам популярных произведение на фактические ошибки, обеспечить достоверность декораций и костюмов, правильное расположение войск в реконструкции сражения, корректное воспроизведение ритуалов, привычек и жестов, исключить досадные анахронизмы. Области знаний: История. Обществознание. Иностранные языки. 
Компетенции: проводит анализ и фактчекинг предоставленных материалов; производит поиск и отбор исторической информации по запросу заказчика; адаптирует исторический материал под технические требования проекта; осуществляет текущее консультирование заказчика; участвует в составлении пресс-релизов и промоматериалов.
Важные качества: 
Личностные: общительность, отзывчивость, порядочность, точность, последовательность, креативность.
Soft skills: умение работать в команде, проектное мышление, высокая профессиональная этика, клиентоориентированность, широкий профессиональный кругозор.
Профессиональные: фундаментальное историческое образование, опыт работы над популярными историческими проектами, базовые знания из смежных профессиональных областей (геймеров, кино, издательское дело, организация мероприятий).
Где работает: киностудии, телеканалы, игровые студии, издательства, оргкомитеты массовых мероприятий. 
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Исторический консультант": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российский государственный гуманитарный институт; Санкт-Петербургский государственный университет; Казанский (Приволжский) государственный университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 

ИСТОЧНИКОВЕД
 Специалист, занимающийся разработкой методов изучения исторических источников. Источниковед разрабатывает теорию, технику и методы анализа исторических источников - тех следов прошлого, на основе которых любой историк ведет свои исследования. Роль источниковеда одна из самых важных для изучения прошедших событий. Ведь если источник неправильно истолкован, если его датировка установлена неверно, если информация в нем не ясна, наконец, если поделка принята за подлинный документ - результат исследования будет ошибочным.  Область знания: История. Обществознания. Иностранные языки. 
Компетенции: осуществляет поиск, отбор, анализ и классификацию исторических источников; ведет мониторинг профессиональной литературы по теории и методологии источниковедения; участвует в подготовке публикации исторических источников; участвует в профильных и междисциплинарных научных мероприятиях; публикует научные работы; преподает историю и вспомогательные исторические дисциплины. 
Важные качества: 
Личностные: усидчивость, внимательность, вдумчивость, точность, последовательность.
Soft skills: аналитические способности, исследовательские навыки, высокая работоспособность, умение выполнять рутинные задачи, критическое мышление. 
Профессиональные: профессиональная подготовка по теории и методологии источниковедения, навыки академического письма, владение иностранными языками. 
Где работает: исторические факультеты, исследовательские институты, музеи, архивы.
Вузы, в которых готовят специалисты по профессии "Источниковед": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Санкт-Петербургский государственный университет; Казанский (Приволжский) государственный университет; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина; Тюменский государственный университет. 

КРАЕВЕД
 Специалист, изучающий историю региона и местных сообществ. Краеведа и специалисты по региональной истории способны учесть языковую. культурную, религиозную, социо-профессиональную и географическую специфику места, дать прошлому региона узнаваемое и неповторимое лицо. Тем самым региональная история позволяет установить более прочную и понятную связь между личным и национальным прошлым. Область знания: История. Обществознание. География. 
Компетенции: ведет поиск и отбор источников по локальной истории; исследует фонды локальных архивов и библиотек; взаимодействует с местным сообществом; публикует результаты научной работы; участвует в национальных и международных мероприятиях по региональной истории.
Важные качества: 
Личностные: любознательность, внимательность, усидчивость, эмпатия, общительность, порядочность.
Soft skills: навыками поиска и обработки информации, критическое мышление. умение работать с большими объемами данных, навыки работы с обратной связью, аналитические способности.
Профессиональные: высшее историческое образование, навыки академического письма, знание библиографических стандартов, знание вспомогательных исторических дисциплин, знание иностранных языков.
Где работает: университеты, краеведческие музеи, школы и гимназии. 
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Краевед": Казанский (Приволжский) федеральный университет; Самарский государственный социально-педагогический университет; Тюменский государственный университет; Кубанский государственный университет; Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова; Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта. 

МУЗЕЕВЕД
 Специалист, изучающий теорию, методы и теорию музейного дела. Музейный работник занимается сбором, учетом и сохранением музейных экспонатов, в его задачи может входить дизайн экспозиции, поиск сопроводительной информации к экспонатам, привлечение сторонних специалистов в качестве консультантов. Центральной задачей музейного работника остается обеспечение качества и доступности музейных услуг для посетителей. Область знаний: Литература. Мировая художественная культура. Изобразительное искусство. История. 
Компетенции: ведет прием, классификацию и размещение новых экспонатов; участвует в организации и дизайне экспозиций; участвует в межмузейном сотрудничестве; контролирует условия хранения и транспортировки экспонатов; обеспечивает предоставление музейных услуг.
Важные качества: 
Личностные: общительность, любопытство, аккуратность, наблюдательность, порядочность. 
Soft skills: умение работать в команде, коммуникабельность, высокая трудовая этика, широкий профессиональный кругозор,высокая работоспособность.
Профессиональные: профессиональная подготовка в сфере музееведения, опыт организации и проведения выставок, знания в смежных научных областях, знание иностранных языков. 
Где работает: исторические музеи, художественные музеи, мемориальные комплексы.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Музеевед": Санкт-Петербургский государственный университет; Российский государственный академический художественный институт им В.И.Сурикова при Российской академии художества; Казанский (Приволжский) государственный университет; Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Краснодарский государственный институт культуры.  

ПАЛЕОГРАФ
 Специалист, изучающий древние письменные источники. Палеограф помогает своим современникам прочесть и понять тексты, написанные на самых экзотических языках прошлого. Так же от позволяет прочесть не только тексты древнего документа, но и извлечь из него дополнительную информацию - прочесть его "метаданные".  Область знания: История. Литература. Русский язык. Иностранные языки.
Компетенции: ведет поиск, сбор и классификацию древних письменных документов; занимается реставрацией документов; ведет расшифровку древних надписей, анализ материалов и техник изготовления древних документов; публикует результаты научной деятельности; преподает историю, источниковедение и палеографию.
Важные качества: 
Личностные: внимательность, точность, любопытство, аккуратность, порядочность, усидчивость.
Soft skills: исследовательские навыки, широкий профессиональный кругозор, развитая память, аналитические способности, способность к профессиональному саморазвитию.
Профессиональные: фундаментальная подготовка в области источниковедения, глубокие знания в области истории письменных документов, развития шрифтов, техник письма и печати, писчих инструментов и книжного дела, знание иностранных и древних языков. 
Где работает: исторические факультеты, исследовательские институты, музеи, архивы.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Палеограф": Московский государственные университет им. М.В.Ломоносова; Санкт-Петербургский государственный университет; Казанский (Приволжский) государственный университет; Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина; Тюменский государственный университет.

ПОИСКОВИК
 Специалист, занимающийся поиском останков пропавших солдат. Основная цель - найти останки пропавших без вести, а затем идентифицировать личность найденных с помощью посмертных медальонов или архивной работы. Труд поисковиков поощряется государственными наградами. Особенность работы поисковика состоит в возможности одновременно внести вклад в историю целой страны и помочь конкретным людям и семьям.  Область знания: История. Обществознание. Краеведение.
Компетенции: организует поисковые экспедиции; ведет полевую работу по поиску погибших солдат; ведет архивную работу; привлекает сторонних специалистов для консультаций; взаимодействует с мемориальными учреждениями, музеями и семьями погибших; участвует в коммемориальных мероприятиях. 
Важные качества: 
Личностные: ответственность, порядочность, внимательность, отзывчивость, энтузиазм.
Soft skills: умение работать в команде, высокая трудовая этика, коммуникабельность, развитый эмоциональный интеллект, исследовательские навыки.
Профессиональные: базовая подготовка в сфере истории и военной истории, опыт полевой поисковой работы, навыки архивной работы.
Где работает: исторические общества, волонтерские организации, некоммерческие организации, мемориальные центры.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Поисковик": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Санкт-Петербургский государственный университет; Военный университет министерства обороны РФ; Российский государственный социальный университет; Волгоградский государственный университет; Курский государственный университет.

РАЗРАБОТЧИК ПО ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 Специалист, который участвует в разработке программных инструментов для цифровых гуманитарных наук. Два направления: адаптация готовых программных инструментов и создание ПО междисциплинарной командой под конкретный проект или школу. Область знания: Математика. Информатика. Иностранные языки. Русский язык. Литература. История. Обществознание.
Компетенции: ведет изучение типовых исследовательских задач в сфере цифровой гуманитаристики; занимается разработкой программных инструментов под исследовательские задачи; осуществляет обслуживание кода, тестирование и устранение ошибок; принимает участие в междисциплинарных научных мероприятиях; ведет взаимодействие с экспертами смежных областей.
Важные качества: 
Личностные: любознательность, находчивость, точность, общительность, вдумчивость. 
Soft skills: умение работать в команде, умение работать в большим объемом информации, аналитические способности, исследовательские навыки, системный подход к работе.
Профессиональные: междисциплинарная подготовка в сфере информатики и гуманитарных наук, знание языков программирования, знания в области программной архитектуры, знания в сфере алгоритмов и структур данных.
Где работает: университеты, исследовательские центры и институты, исторические издания и порталы. 
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Разработчик ПО для гуманитарных исследований": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Пермский государственный национальный исследовательский университет; Томский государственный университет.

РЕКОНСТРУКТОР
 Специалист, занимающийся воссозданием быта, ремесел и традиций определенной исторической эпохи. Направление работы - воссоздание военных событий, народных промыслов и праздников, исторических костюмов и ритуалов. Воссоздает не историю "вообще", а культуру конкретной исторической эпохи и конкретного места. Область знания: История. Обществознание. Литература.
Компетенции: осуществляет сбор источников для исторической реконструкции; занимается написанием концепций и сценариев реконструкций; занимается организацией массовых мероприятий; взаимодействует с экспертным сообществом; привлекает зрителей и волонтеров для участия в реконструкциях.
Важные качества: 
Личностные: общительность, находчивость,упорство, энтузиазм, любознательность.
Soft skills: умение работать в команде, коммуникабельность, проектное мышление, ориентированность на результат, высокий уровень мотивации.
Профессиональные: базовая историческая подготовка, опыт в организации мероприятий, знание специфических техник, ремесел и материалов, используемых в исторических реконструкциях.
Где работает: музеи, исторические общества, некоммерческие организации.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Реконструктор": Российский университет дружбы народов; Московский государственный институт туризма им. Ю.А.Синкевича; Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Хабаровский государственный институт культуры; Краснодарский государственный институт культуры. 

РЕСТАВРАТОР
 Специалист по сохранению и восстановлению предметов культурного наследия. Работа специалистов по консервации и восстановлению памятников историко-культурного наследия. Нередко от реставратора требуется владение основами физики и химии. Область знаний: История. Математика. Русский язык.
Компетенции: разрабатывает концепцию реставрации; осуществляет замеры, подбор материалов и технических решений; ведет авторский надзор; участвует в проведении сопутствующих научных исследований; ведет технический документооборот.
Важные качества:
Личностные: усидчивость, аккуратность, точность, ответственность, эстетический вкус.
Soft skills: работоспособность, творческие способности, высокий уровень ответственности, обучаемость, способность сохранить концентрацию.
Профессиональные: художественное и искусствоведческое образование, владение реставрационными техниками, знание свойств реставрационных материалов, знание иностранных языков.
Где работает: музеи, реставрационные мастерские, антикварные салоны.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Реставратор": Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Российской академии художеств; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица; Российский государственный университет им А.Н.Косыгина; Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова; Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
СПЕЦИАЛИСТ ПО 3D-МОДЕЛИРОВАНИЮ
 Специалист, занимающийся созданием и реконструкцией мультимедийных объектов, связанных с памятниками исторического и культурного наследия. Виртуальная реконструкция исторического облика городов. Специалисты в этой области помогают создавать трехмерные реконструкции исторических объектов: от предметов быта до архитектурных комплексов и целых городов. Область знаний: Математика. Информатика. История.
Компетенции: подбирает базу источников для реконструкции; создает и совершенствует 3D-модели исторических объектов; разрабатывает и применяет техники верификации реконструкций; привязывает данные источников к частям модели; участвует в создании мультимедийных исторических проектов. 
Важные качества:
Личностные: любознательность, находчивость, точность, общительность, вдумчивость.
Soft skills: умение работать в команде, умение работать с большими объемами информации, аналитические способности, исследовательские навыки, системный подход к работе.
Профессиональные: высшее историческое образование, навыки работы с 3D-редакторами, знание методологии виртуальных реконструкций.
Где работает: исследовательские центры, музеи, архивы, библиотеки.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Специалист по 3D-моделированию": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Пермский государственный национальный исследовательский университет; Томский государственный университет. 

СПЕЦИАЛИСТ ПО ИСТОРИОГРАФИИ
 Специалист, изучающий развитие исторических знаний и методы исторической науки. Основное внимание специалистов по историографии уделяется развитию научных школ, направлений, борьбе разных мнений о ключевых проблемах. Область знаний: История. Литература. Русский язык. 
Компетенции: ведет сбор и классификацию исторической литературы по теме своего исследования; изучает историю научных школ, направлений и методов; составляет историографические обзоры; публикует результаты научной деятельности; участвует в научных мероприятиях.
Важные качества:
Личностные: усидчивость, аккуратность, вдумчивость, любопытство, сдержанность.
Soft skills: навыки поиска и обработки информации, критическое мышление, умение работать с большими объемами данных, навыки работы с обратной связью, аналитические способности.
Профессиональные: высшее историческое образование. специализация в области историографии, навыки академического письма, знание библиографических стандартов, знание иностранных языков. 
Где работает: исторические факультеты, исследовательские институты, образовательные центры, историческое общество.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Специалист по историографии": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российский государственный гуманитарный университет; Санкт-Петербургский государственный университет; Казанский (Приволжский) государственный университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 

СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
 Специалист, занимающийся восстановлением. охраной и консервацией объектов историко-культурного наследия. Специалисты по охране историко-культурного наследия дает экспертные заключения, ведут административную и юридическую работу по обеспечению статуса памятника, взаимодействуют с властями, принимают меры по защите от вандализма, организуют комплекс реставрационных и консервационных работы, наконец, они участвуют в организации посещений и выставок для подотчетных памятников. Область знания: История. Русский язык. Обществознание.
Компетенции: организация экспертиз по присвоению объектам статуса памятника культурного наследия; решение юридических вопросов, связанных с охраной памятников культурного наследия; организация реставрационных работ; взаимодействие с местными властями и некоммерческими организациями; участие в организации выставок и посещений памятников культурного наследия.
Важные качества: 
Личностные: ответственность, принципиальность, настойчивость, любознательность, порядочность.
Soft skills: исследовательские навыки, широкий профессиональный кругозор, непрерывное саморазвитие, профессиональная этика, ориентированность на результат.
Профессиональные: профессиональная подготовка в сфере музейного дела, искусствоведения или менеджмента в культурной среде, знание законодательства о памятниках культурного наследия, опыт работы с общественными и государственными организациями. 
Где работает: государственные учреждения, некоммерческие организации, научно-исследовательские институты.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Специалист по охране историко-культурного наследия": Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Российской академии художеств; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица; Российский государственный университет им А.Н.Косыгина; Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова; Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ОЦИФРОВКЕ ФОНДОВ
 Специалист, который занимается переводом архивных и библиотечных фондов в электронный формат хранения. Его работа состоит в поиске технических решений, отладке сканирующего оборудования и управления электронными базами данных. Область знаний: Математика. Русский язык. История. Литература. Информационные технологии.
Компетенции: ведет прием, сортировку и оцифровку документов; вводит данные документов в электронные базы; взаимодействует с другими службами архивов и библиотек; привлекает сторонних экспертов для работы с редкими и хрупкими документами; ведет учет и регистрацию произведенных работ.
Важные качества: 
Личностные: усидчивость, внимательность, рассудительность, точность.
Soft skills: аналитическое мышление, способность работать с большими объемами информации, системные подход к работе.
Профессиональные: знание технического обеспечения по оцифровке документов, базовые знания в области делопроизводства, знание стандартов работы с редкими и хрупкими документами, базовые знания в сфере библиотечного и архивного дела.
Где работает: государственные архивы, государственные библиотеки, делопроизводственные компании, архивы частных компаний.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Специалист по оцифровке фондов": Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Российский государственный гуманитарный университет; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского; Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Краснодарский государственный институт культуры. 

СПЕЦИАЛИСТ ПО ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИИ
 Специалист, изучающий проблемы использования исторических знаний в общественной сфере. Ключевой особенность специалиста является умение профессионально взаимодействовать с аудиторией обывателей - будь то зрители или создатели маленького частного музея. Область знания: История. Обществознание. Русский язык.
Компетенции: определяет характер интересов, устоявшихся представлений и проблем профильной аудитории, связанных со знаниями о прошлом; ведет сбор и обработку исторической информации по тематике исследований; адаптирует результаты исследования для восприятия непрофессиональной публикой; обеспечивает соответствие материалов исследования одновременно потребностям публики и академическим стандартом; участвует в научных конференциях; участвует в организации популярных исторических мероприятий.
Важные качества: 
Личностные: общительность, отзывчивость, эмпатия, гибкость, точность.
Soft skills: умение работать с обратной связью, клиентоориентированность, коммуникабельность, исследовательские навыки, высокая профессиональная этика.
Профессиональные: фундаментальная историческая подготовка, знание специфики задач публичной истории, опыт взаимодействия с непрофессиональной аудиторией.
Где работает: популярные исторические журналы, лаборатории и фонды публичной истории, телеканалы, студии и другие проекты исторической тематики, частная практика.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Специалист по публичной истории": Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Московская высшая школа социальных и экономических наук; Московский государственный университет им М.В.Ломоносова; Казанский (Приволжский) федеральный университет.

ЭКСКУРСОВОД
 Специалист, сопровождающий туристов и посетителей выставок в процессе знакомства с экспонатами и достопримечательностями. Проводит экскурсии, сопровождает и консультирует туристов, помогает глубже проникнуть в содержание музейных экспонатов. Область знаний: Истрия. Литература. Русский язык. Иностранные языки. МХК.
Компетенции: встречает посетителей, собирает и организует группы; готовит материалы к экскурсиям, адаптирует к разным типам аудитории; ведет экскурсии по теме специализации; оказывает поддержку клиентам по общим туристическим вопросам; при необходимости оказывает первую медицинскую помощь.
Важные качества: 
Личностные: общительность, отзывчивость, любознательность, энтузиазм, эрудированность.
Soft skills: умение работать в группе, клиентоориентированность, лидерские качества, коммуникабельность, высокая трудовая этика.
Профессиональные: профессиональная гуманитарная подготовка, знание иностранных языков, поставленная устная речь, углубленные знания по теме экскурсий, базовые навыки первой помощи.
Где работает: музеи, городские департаменты туризма, исторические общества, туристические фирмы.
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Экскурсовод": Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А.Синкевича; Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Хабаровский государственный институт культуры; Краснодарский государственный институт культуры.







Комментариев нет:

Отправить комментарий